Инструкция по действиям учащихся и персонала при возникновении ЧС
I. Алгоритм действий учителя при возникновении (угрозе возникновения)
чрезвычайной ситуации в здании школы
1. Немедленно сообщить о возникновении (угрозе возникновения) чрезвычайной ситуации администрации школы.
2. Организовать экстренную эвакуацию учащихся из здания школы, согласно схемы эвакуации. Учитель, во время всей эвакуации, находится с учащимися.
3. При завершении эвакуации проверить наличие учащихся. О результатах проверки доложить администрации школы.
4. Обеспечить порядок на месте расположения учащихся и их безопасность.
5. Действовать согласно распоряжений администрации школы.
6. При получении сообщения об угрозе теракта по телефону, ни в коем случае не класть телефонную трубку на аппарат. Сообщить о звонке по телефонам 101, 102.
II. Общие требования и правила поведения учителя и учащихся при угрозе ЧС
Общие правила поведения учителя:
1. действия учителя при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях должны основываться на инструкциях памятках, разработанных службами ГО и ЧС в соответствии с местными условиями;
2. в каждом классе, кабинете, учебной мастерской на видном месте должен находиться план эвакуации из конкретного помещения. Если по плану эвакуации предусмотрено использование запасного выхода, то он должен быть свободен, не загроможден разными предметами. Если дверь запасного выхода по условиям охраны здания запирается на замок, то в плане эвакуации необходимо указать, где находится ключ от запасного выхода;
3. в каждом кабинете, классе, учебной мастерской должны обязательно находиться средства пожаротушения в виде универсального или порошкового огнетушителя;
4. во всех помещениях образовательного учреждения обязательно должны иметься медицинские аптечки с набором основных средств первой медицинской помощи: йода, бинтов, перевязочных резиновых жгутов, водного раствора аммиака;
5. во всех общеобразовательных учреждениях должна иметься местная или собственная радиоточка, радиосеть, по которой в случае чрезвычайных ситуаций будут передаваться сообщения, оповещения, предупреждения или указания учителям о необходимых действиях;
6. учителю ни в коем случае нельзя терять самообладания, паниковать самому и не допускать паники среди учащихся. Покидать помещение при возникшей чрезвычайной ситуации можно только в организованном порядке. Учителю нужно помнить, что паника обычно создает толчею, давку, причем эвакуация значительно затрудняется, увеличивается угроза жизни учащихся;
7. чтобы облегчить учителю его действия во время чрезвычайной ситуации, необходимо периодически проводить учения определенной направленности с эвакуацией из здания;
8. чтобы аварии не были неожиданностью, учителю необходимо знать, какие предприятия находятся вблизи образовательного учреждения и каковы могут быть аварии (взрывы, выбросы ядовитых газов, пожары с выделением токсических веществ и т.д.). Нужно всегда помнить о том, что многие предприятия находятся в настоящее время в предаварийном состоянии из за сильной изношенности основного оборудования и очистных систем. В связи с этим могут быть залповые выбросы в атмосферу или в систему стоков вредных и опасных для жизни веществ;
9. учителю необходимо также знать его дальнейшие действия после эвакуации из здания и местонахождение безопасных укрытий. Обычно при крупномасштабных ЧС местные службы ГО и ЧС оповещают население и сообщают, какие действия необходимо предпринимать. На эти оповещения и сообщения учителю необходимо ориентироваться.
Учителю надо помнить о том, что эвакуация в безопасное место образовательных учреждений, их учащихся и персонала производится в первую очередь.
В настоящее время в образовательных учреждениях участились случаи пожаров с трагическими последствиями, поэтому нужно быть предельно внимательным и осторожным в обращении с электроприборами, не перегружать электросеть включением нескольких электроприборов большой мощности.
В обязательном порядке периодически необходимо приглашать в образовательные учреждения специалистов ГО и ЧС для ознакомления учителей и персонала со складывающейся обстановкой в районе нахождения этого учреждения.
III. Действия персонала и администрации при попытке незаконного
проникновения на объект; при пожаре, стихийном бедствии; при попытке
совершения (совершении) террористического акта
При возникновении нештатной (аварийной) ситуации.
1. Установить максимально точно характер нештатной (аварийной) ситуации, возможные ее последствия.
2. Немедленно поставить в известность дежурного по УО, диспетчера соответствующей аварийной службы, с указанием:
- точного адреса и наиболее коротком пути следования к учреждению;
- полное наименование учреждения, с указанием точного расположения места аварии;
- характер и возможные последствия происшедшего
3. Произвести запись в дежурный журнал о происшествии и предпринятых действиях с указанием:
- точного времени возникновения нештатной (аварийной) ситуации в системе жизнеобеспечения учреждения,
- времени и указанием номера телефона, точных данных дежурного диспетчера вызываемой службы,
- принятых мерах администрацией учреждения по ликвидации последствий,
- времени прибытия представителей спасательных и аварийных служб, с указанием фамилии старшего команды, общим количеством аварийных или спасательных команд, времени убытия и т.д.
- точного времени окончания работ по ликвидации последствий нештатной (аварийной) ситуации в системе жизнеобеспечения учреждения, нанесенном ущербе.
- времени доклада в УО об окончании работ по ликвидации последствий нештатной (аварийной) ситуации в системе жизнеобеспечения учреждения, нанесенном ущербе.
4. Постоянно поддерживать связь с учреждениями, аварийными службами и ответственным дежурным по управлению образования до полной ликвидации последствий или происшествия.
5. Принять меры к ликвидации последствий нештатной (аварийной) ситуации в системе жизнеобеспечения учреждения имеющими средствами и силами, согласно утвержденной Инструкции и плана работы в нештатной (аварийной) ситуации в системе жизнеобеспечения учреждения.
IV. Руководитель учреждения обязан:
После ликвидации последствий нештатной (аварийной) ситуации в системе
жизнеобеспечения учреждения.
1. Доложить по телефону об итогах ликвидации последствий возникшей нештатной (аварийной) ситуации в системе жизнеобеспечения учреждения после окончания ликвидационных работ и итогах ликвидации в УО.
2. В течении суток после ликвидации последствий письменно - докладной, с указанием причин, нанесенном ущербе, принятых мерах, планируемых мероприятиях по ликвидации причин и последствий нештатной (аварийной) ситуации.
3. Произвести разбор причин возникновения нештатной (аварийной) ситуации в системе жизнеобеспечения учреждения с должностными лицами, педагогами (воспитателями).
4. Принять меры для предотвращения повторения причин возникновения нештатной (аварийной) ситуации в системе жизнеобеспечения учреждения.
V. Обязанности взаимодействующих органов в части, касающихся
безопасности УО (милиция, пожарная охрана)
Субъектами, непосредственно осуществляющими обеспечение безопасности сотрудников и воспитанников УО при чрезвычайных ситуациях в пределах своей компетенции, являются: пожарная охрана, РОВД.
В случае пожара:
- немедленное оповещение пожарной охраны о возгорании передается посредством Автоматической пожарной сигнализации (АС) или по тел. 101;
- по прибытию пожарной частью принимаются меры по локализации пожара, используя при этом соответствующие средства;
- оказывают помощь по эвакуации людей, находящихся на объекте;
- не подвергать опасности жизнь и здоровье людей
При возникновении чрезвычайной ситуации:
- немедленно сообщить обо всех выявленных фактах в территориальные органы
МВД, МЧС, отдел образования;
- по прибытию на место оперативной группы (группы быстрого реагирования) действовать в соответствии с указаниями старшего группы;
- представителями правоохранительных органов осуществляется комплекс оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление и пресечение деятельности преступных (террористических) групп;
- оказывается помощь по эвакуации людей, находящихся на объекте;
- не подвергать опасности жизнь и здоровье людей.
VI. Алгоритм действий при ЧС техногенного характера. Пожары
Для обучающихся
1. При получении сигнала оповещения при пожаре организованно выйти из школы, взяв необходимые вещи и одежду.
2. Не допускать паники и столпотворений на лестничных пролётах.
3. При сильном задымлении помещения закрыть дыхательные пути (рот, нос) плотно свёрнутыми предметами одежды (шарф, шапка, кофта, пиджак и т. д.) и, пригнувшись, бежать к выходу из школы.
4. Выйти из школы по безопасным путям, указанным администрацией школы.
5. При невозможности забрать верхнюю одежду из гардероба покидать школу без неё.
6. По выходу из школы в тёплое время построиться для переклички, в холодное и зимнее время укрыться в подъездах близлежащих домов, в детских садах.
Для учителей
1. При получении сигнала оповещения о пожаре в школе немедленно организовать детей для эвакуации из здания школы.
2. Взять классный журнал и вместе с детьми покинуть по безопасным выходам здание школы.
3. В тёплое время года эвакуироваться без верхней одежды в безопасное место, подальше от горящего здания, сделать перекличку.
4. В холодное время и зимой надеть верхнюю одежду, а при сильном задымлении взять одежду с собой либо покинуть помещение без одежды и укрыться в подъездах близлежащих домов, детских садах.
5. Во время передвижения пресекать возможные столпотворения и панику
6. После эвакуации из здания школы в зимнее время найти детей, которые укрылись в ближайших зданиях, и сделать перекличку.
7. В горящее здание школы не возвращаться. Это очень опасно!
VII. Аварии с выбросом опасных химических веществ
Для обучающихся
1. После получения сигнала тревоги с сообщениями о выбросе в атмосферу опасного химического вещества не покидать здание школы до приказа администрации школы.
2. Надеть индивидуальные средства защиты (респираторы, противогазы); при их отсутствии — ватно-марлевые повязки или другие подручные изделия из ткани, намочив их водой.
3. Закрыть окна, форточки.
4. Перед выходом из здания школы максимально защитите кожные покровы (лицо, руки и др. части тела).
5. Эвакуироваться быстро, но без паники.
6. Слушать указания учителя о дальнейших действиях.
7. При передвижении по зараженной территории необходимо соблюдать следующие правила:
- передвигаться быстро, но не бежать; стараться не поднимать пыли;
- обходить стороной туманно подобные образования;
- не касаться окружающих предметов, ни к чему не прислоняться;
- не наступать на капли жидкости или порошкообразные россыпи;
- при обнаружении следов химических веществ на коже, одежде, обуви удалить их подручными средствами (бинтом, носовым платком, тряпочкой) и промыть это место по возможности водой или другой чистой жидкостью;
- не снимать средств индивидуальной защиты до соответствующих распоряжений.
8. По прибытии в безопасную зону необходимо пройти регистрацию и санитарную обработку.
Для учителей
1. При получении сигнала тревоги с сообщением о выбросе в атмосферу опасного химического вещества закрыть все окна и форточки в школе.
2. Обеспечить обучающихся индивидуальными средствами защиты или использовать подручные средства из ткани, которые необходимо смочить водой. Слушать дальнейшие указания.
3. Организовать детей для выхода из помещения и передвижения к месту эвакуации. Взять классный журнал.
4. Провести инструктаж: передвигаться по зараженной местности перпендикулярно направлению ветра.
5. Эвакуироваться вместе с детьми в безопасную зону.
6. По прибытии в район размещения провести регистрацию детей.
7. Организовать санитарную обработку и размещение детей.
Для родителей
1. Помните о том, что эвакуация детей в безопасную зону лучше проходит коллективно.
2. Если вы не работаете или находитесь в это время дома, подготовьте всё необходимое и эвакуируйтесь вместе с детьми по месту проживания или с коллективом школы.
3. При наличии личного транспорта можете с разрешения администрации забрать детей и передвигаться к месту дислокации самостоятельно.
4. Перед эвакуацией отключите все электроприборы, сделайте запас воды и продуктов. Возьмите документы, ценные вещи, запасные и тёплые вещи.
5. Изготовьте подручные средства индивидуальной защиты из плотной ткани для себя и ваших детей.
VIII. Аварии с выбросом радиоактивных веществ
Для обучающихся
1. При получении сигнала тревоги с сообщением о выбросе радиоактивных веществ необходимо защитить органы дыхания средствами индивидуальной защиты: надеть противогазы, респираторы, ватно-марлевые повязки или применить средства — платки, шарфы, другие тканые изделия.
2. Занять место вдали от окон.
3. Закрыть все форточки.
4. Подготовиться к организованной эвакуации. Не паниковать, слушать указания учителя.
5. После выхода из школы на заражённую территорию необходимо соблюдать следующие правила:
- не снимать на открытой местности средства индивидуальной защиты;
- избегать поднимания пыли при передвижении;
- без надобности не садиться и не прикасаться к посторонним предметам;
- не пить, не принимать пищу, не курить;
- периодически обтирать открытые участки тела тряпочкой или носовым платком.
6. Прибыв в район размещения, эвакуированным необходимо зарегистрироваться.
7. Пройти полную санитарную обработку.
8. Промыть глаза чистой водой, прополоскать рот и горло.
Для учителей
1. При получении сигнала тревоги с сообщением о радиационном загрязнении организовать защиту дыхательных путей себе и обучающимся. Выдать ватно- марлевые повязки, респираторы и, если имеются, противогазы.
2. Закрыть форточки в классе. Отсадить детей от окон.
3. Подготовиться к организованной эвакуации. Взять классный журнал.
4. Провести инструктаж по безопасному передвижению по заражённой местности.
5. Прибыв на предписанный сборно-эвакуационный пункт, необходимо зарегистрироваться.
6. Эвакуироваться вместе с детьми в безопасную зону.
7. По прибытии в район размещения провести регистрацию детей.
8. Организовать санитарную обработку и размещение.
Для родителей
1. Помните о том, что эвакуация в безопасную зону лучше проводится коллективно.
2. Если вы не работаете или находитесь в это время дома, подготовьте всё необходимое и эвакуируйтесь вместе с детьми по месту проживания или с коллективом школы.
3. При наличии личного транспорта можете с разрешения администрации забрать детей и передвигаться к месту дислокации самостоятельно.
4. Перед эвакуацией отключите все электроприборы, сделайте запас воды и продуктов. Возьмите документы, ценные вещи, запасные и тёплые вещи.
5. Изготовьте подручные средства индивидуальной защиты из плотной ткани для себя и ваших детей.